Качественно сформированный "Бизнес-план" есть то, что отделяет энтузиаста от профессионала. Рациональность противопоставленная эмоциям и, что самое главное,  необеспеченным мечтам. Вопрос - "Умеете ли Вы составлять бизнес-план?", это вопрос их мира непрофессионализма. Правильный вопрос - "Обладаете ли вы необходимыми данными и информацией, для составления профессионального бизнес-плана. Этот вопрос начало всех начал в бизнесе.

Необходимая полнота информации - показатель действительной осведомленности о проекте.

5 составляющих бизнес-плана:
- продукт
- маркетинг (отрасль, конкуренция)
- управление (финансы)
- оценка рисков
- обеспечение

ПРОДУКТ

Продукт (услуга)
- Функциональное назначение продукта (для каких целей он предназначен).
- Характерные свойства продукта (уникальные если имеются).
- Особые требования к качеству продукта.
- Сравнение с конкурирующими (замещающими или альтернативными) продуктами.
- Стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующее серийное производство).
- Возможности дальнейшего развития продукта.

МАРКЕТИНГ

Анализ положения дел в отрасли
- Размер рынка, общий годовой объем продаж (по отрасли в целом; по регионам; в натуральном и стоимостном выражении).
- Тенденции изменения рынка, ожидаемый будущий объем рынка, опубликованные прогнозы относительно будущего развития рынка.
- Специфические особенности рынка (например, трудности доступа к операциям на рынке).
- Основные предприятия – участники рынка, оценка их доли продаж на рынке.
- Зависимость от импорта

Рынок сырья, материалов и комплектующих
- Перечень необходимого сырья, комплектующих и материалов, в том числе импортных.
- Требуемые объемы и качество, доступность, цены (в рублях или соответствующей валюте), условия приобретения, возможность получения специальных скидок или льготных условий поставки (с отсрочкой платежа, либо его доли)
- Влияние конкурентов на условия закупок сырья, материалов и комплектующих.
- Основные поставщики. Их надежность. Наличие альтернативных поставщиков.

Конкуренция на рынке сбыта
- Перечень предприятий - основных конкурентов.
- Сильные и слабые стороны основных конкурентов.
- Удельный вес конкурентов в обороте рынка.
- Технологический уровень предприятий - конкурентов.
- Цены конкурентной продукции и используемые конкурентами способы стимулирования сбыта.
- Реакция конкурентов на появление на рынке продукта, производимого в рамках данного проекта.

Потенциальная емкость рынка сбыта
- Размер сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие (общий годовой объем продаж в натуральном и стоимостном выражении);
- Характеристика групп потребителей продукта:
  тип потребителя (физические лица, предприятия, единичные потребители);
  географическое расположение потребителей;
  мнение потребителей о продукте;
  зависимость потребительского спроса от цены.
- Характеристика имеющихся основных потребителей.
- Характеристика потенциальных потребителей.
- Наиболее перспективные потребители (в порядке убывания).
- Рыночная доля предприятия (текущая и планируемая на период реализации проекта).
- Наличие договоров на сбыт продукции – привести в Приложениях к бизнес-плану.
Маркетинговая стратегия проекта
- Расчет и обоснование цены.
- Метод ценообразования
- Программа стимулирования сбыта:
- Система распределения по географическим регионам и типам потребителей (каналы продвижения и сбыта).
- Реклама и представление продукта:
- Сервисное обслуживание

ФИНАНСЫ

Финансовый план
- Номенклатура и цены продукции/услуг (в валюте платежа)
- План производства (продаж) продукции (в натуральном выражении или в процентах освоения проектной мощности, приведенной к интервалу планирования).
- Номенклатура и цены сырья, материалов и пр. (в валюте платежа).
- Сезонные колебания цен прямых материальных затрат (без учета инфляции).
- Калькуляция прямых материальных затрат на производство единицы продукции (в натуральном и стоимостном выражении и нормативах на единицу продукции).
- Численность персонала и заработная плата (без единого социального налога)
- Накладные расходы
- Капитальные затраты и амортизация.
- Нормы оборота текущих активов и пассивов

Расчет выручки
- Расчет выручки выполняется на основе исходных данных, приведенных ранее.
- Приводится динамика роста объемов производства (продаж). 
Полученные расчетные объемы производства (продаж) в стоимостном выражении должны соответствовать планируемой доле рынка, которую предприятие предполагает занять.

Инвестиционные издержки
- Капитальные затраты
- Первоначальные оборотные средства   
- Расчет прибылей, убытков и денежных потоков 
- Отчет о прибылях и убытках.
- Отчет о движении денежных средств
Предназначен для расчета денежного потока проекта и оценки его финансовой реализуемости.

Источники, формы и условия финансирования
- Собственные средства проекта (всего)
- Заемные средства (всего)

Оценка экономической эффективности проекта
Показатели эффективности проекта, рекомендуемые для расчета:
- Срок окупаемости (РВР).
- Дисконтированный срок окупаемости (DPBP)
- Дисконтированный срок окупаемости определяется аналогично «простому», но на основе чистого дисконтированного дохода и, соответственно, дисконтированного денежного потока проекта.
- Чистая приведенная стоимость (NPV)
Необходимо, чтобы чистая приведенная стоимость проекта была положительна.
- Внутренняя норма доходности (IRR)
Для оценки эффективности проекта значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставлять с годовой ставкой процента по инвестиционным кредитам.
- Обоснование ставки дисконтирования (D)
В соответствии с распространенным положением теории инвестиционного анализа предполагается,  что ставка дисконтирования должна содержать темп инфляции, минимальную норму прибыли кредитора и поправку, учитывающую степень риска конкретного проекта.
- Ставка дисконтирования без учета риска проекта (d)
- Ставка дисконтирования, учитывающая риски проекта, (D)

РИСКИ

Оценка рисков
Анализ чувствительности
Проводится однопараметрический анализ чувствительности NPV к изменению каждого из основных параметров проекта на 10, 20 и 30% как в сторону увеличения, так и уменьшения их значений. 
Обязательными параметрами для анализа чувствительности являются:
- цена готовой продукции;
- себестоимость производства;
- объем производства (в натуральном выражении);
- инвестиционные издержки.
Плюс:
- Определение точки безубыточности проекта (BEP)
- Риски, возникающие на этапе осуществления капитальных вложений:
невыполнение обязательств поставщиком (низкое качество, дефекты в
оборудовании, технологии);
- несвоевременная поставка и монтаж оборудования;
- несовместимость отечественного оборудования с импортным; срыв сроков строительства;
- превышение расчетной стоимости проекта; 
- форс-мажор, материальный ущерб.
- Риски, связанные с эксплуатацией предприятия: невыход на проектную мощность (возникновение технологических или сырьевых  ограничений);
- выпуск продукции несоответствующего качества (возникновение технологических или сырьевых ограничений);
- неудовлетворительный менеджмент;
- продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки (возникновение ценовых ограничений, переоценка емкости рынка или недооценка конкуренции
при маркетинге);
- несвоевременность поставок сырья;
- возникновение необходимости в дополнительных (сверх бизнес-плана) закупках
сырья;
- инфляция затрат (опережающий рост цен на сырье, энергоносители и др.
статьи затрат);
- удорожание финансирования (негативные изменения валютного курса);
транспортные риски;
- экологические риски (возникновение непредвиденных затрат на возмещение ущерба);
- форс-мажор, материальный ущерб.

Методы снижения рисков
- Наличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков:
- возврата аванса;
- надлежащего исполнения контрактов;
- своевременного завершения строительства.
- Наличие экологической экспертизы.
- Формирование благоприятного отношения к проекту в СМИ.
- Поддержка проекта со стороны местных органов власти.

Обеспечение
Приводится расчет необходимого объема обеспечения, а также данные о предлагаемом обеспечении.

Услуги

Диагностика и анализ

Диагностика, ситуационный анализ и аудит. Выявление патологий.

Разработка целей

Ценности и бизнес-цели - что мы хотим и как мы это хотим.

Стратегия

Разработка сбалансированной стратегии развития - маркетинг + менеджмент.

Action plan

Действовать! Не просто консалтинг, а работа по внедрению необходимых решений. Оценка. контроль и корректировка.

Актуальное

about
img09

Это я

Читать

Калашников Андрей В. - Эксперт в развитии, оптимизации и безопасности бизнеса

img09

Моя работа

Читать

Калашников Андрей В. - Эксперт в развитии, оптимизации и безопасности бизнеса

img09

Для чего?

Читать

Калашников Андрей В. - Эксперт в развитии, оптимизации и безопасности бизнеса

Звоните!



Всегда рад Вас слышать




Свяжитесь со мной, если вам нужна помощь, хотите поделиться идеей или просто сказать привет.



Следите за новостями

short